Главная Борисоглеб туристический Юбилей со слезами на глазах. Крахмальный завод: и гордость, и боль

Яндекс.Метрика
Юбилей со слезами на глазах. Крахмальный завод: и гордость, и боль Печать
( 9 Голосов )
Борисоглеб туристический - Статьи
24.11.2014 13:18

20141124-4Безлюдно, пустынно сейчас на территории крахмального завода. Говорят, лишь один цех работает - арендованный. Всё остальное замерло (не хочется писать «умерло»). В конторе холодно, темно и сиротливо. Но есть ещё тут живой дух. Есть и будет, пока хранятся на полках свидетельства прежней жизни. В самом центре - Книги Почёта - большие, солидные, советские: одна - с Лениным, другая - со Сталиным. 

Правда, первая лишь наполовину заполнена, а вторая вообще не начата. С фотографий смотрят передовики 60-х годов - устремлённые, решительные и скромные: Николай Александрович Чудинов, Ольга Александровна Семилетова, Алевтина Владимировна Данилевская, Мария Александровна Нарядчикова, Василий Алексеевич Помощников, Мария Михайловна Проничева... Все награждены Почётными грамотами за долголетнюю, безупречную работу и высокие производственные показатели в соцсоревнованиях.

Осторожно, будто ценную реликвию, беру в руки фотоальбом. В нём почти вся 100-летняя жизнь крахмального завода: машины с полными кузовами картофеля, цеха и люди, люди, люди - те, на ком всё держалось, благодаря кому предприятие выживало даже в

самые суровые времена. Рядом со снимками военных лет воспоминания Екатерины Александровны Зайцевой: «В войну молодёжь ушла на фронт, остались старики, подростки и эвакуированные из Ленинграда. Но объёмы не снизились, наоборот, производство было расширено. Стали делать патоку, глюкозу, пряники, морс, квас, варенье из свёклы, тыквы, кабачков, конфеты из соевой муки, сухие кисели. Даже выпускали красивую глиняную посуду в деревне Еремеево, что близ Ивановского крахмального завода».

Рядом с фотоальбомом папка с вырезками из газет. Сверху - как раз о военном времени: «Для снабжения армии и фронта было выработано 800 тонн сухого картофеля. Наряду с этим заводу было дано задание Наркомата обороны отправлять фронту и свежий картофель. Несмотря  на трудности военного времени, в производство внедрялись предложения рационализаторов и изобретателей, направленные на экономию средств и снижение отходов производства. Летом 1942 года был налажен выпуск хвойного экстракта, содержащего витамин С. Экстракт отправляли в больницы и госпитали».

Перелистываю страницы фотоальбома. Нелегко давалось заводчанам выполнение планов, но, чувствуется, перед фотографом стараются они скрыть усталость: на снимках улыбчивые, открытые, дружные. Всюду вместе: и на работе, и на отдыхе, и на демонстрациях. А каков оркестр - гордость крахмального завода!

Одна фотография особо запомнилась, даже для газеты взяла. Снимок, наверное, ещё довоенный. На обратной стороне написано: «Коллектив завода у старой конторы». Белые рубашки, пиджаки, платьица, кофточки... Некоторые рабочие с детьми. Похоже, собрались на какое-то мероприятие.

В здании старой конторы узнаю дом, в котором уже давно живёт Николай Михайлович Гусятников, один из представителей легендарной династии Гусятниковых, на протяжении многих лет являющейся неотделимой частью крахмального завода. Накануне мы как раз договорились о встрече с Николаем Михайловичем, его сестрой Галиной Михайловной и братом Владимиром Михайловичем.

Меня ждали.

- Если подсчитать «крахмальный» стаж каждого из Гусятниковых, то, пожалуй, лет на 200 получится, - замечают ветераны завода.

Да наверняка не меньше, ведь работала и жена Николая Михайловича Тамара Николаевна, и сын их Сергей, и ещё один из братьев Юрий Михайлович с женой Риммой Ивановной, и сын Владимира Михайловича Юрий, и дядя моих собеседников, брат отца Сергей Гаврилович Гусятников...

Были на предприятии и другие династии - Чудиновых, Семилетовых... Многие работали семьями.

- Люди тянулись на завод, - рассказывает Галина Михайловна. 

- Зарплаты платили хорошие, при выполнении плана премии давали. Мы застали самый расцвет. Только на Борисоглебском заводе трудилось около 200 человек, а ещё были филиалы в Ивановском, в Вощажникове, в Яковцеве, в Тюфееве... Картофеля в колхозах выращивали столько, что завод буквально засыпали.

- Бывало, в сезон до 27 тысяч тонн перетирали, - подключаются к беседе Николай Михайлович и Владимир Михайлович.- С 1 сентября начинали работать в четыре смены - круглые сутки. А расходился наш крахмал по всей России, вплоть до Сахалина. Получали мы его тяжело, многое делали вручную. Картофель подавали лопатами, смывали потоком воды, поэтому постоянно приходилось работать в резиновых сапогах. Через каждые два часа убирали камни и грязь. Зимой смёрзшиеся клубни разбивали ломами, потом они отходили в воде, и уже после этого их перетирали, промывали, сушили. Когда картофель заканчивался, начинали готовить предприятие к новому сезону.

Завод славился благодаря людям, благодаря руководству. Дольше всех, с 1947 до 1978 года, у руля стоял М.А. Горелышев, на бытность которого и пришёлся расцвет. После ухода Михаила Александровича на заслуженный отдых руководители завода стали часто меняться, а тут ещё и времена сложные настали. Колхозы один за другим начали отказываться от картофелеводства (только «Новый путь» и «Козино» устояли), население излишки сдавало, но погоды это не делало. Бывало, картофель на завод привозили аж из Московской области. В итоге снизились объёмы, сократился коллектив, позакрывались подсобные производства, канули в Лету сельские филиалы.

Попытки, и попытки серьёзные, к возрождению были. Когда Борисоглебский крахмальный завод возглавил А.Ф. Матюхин, открыли пекарню, пекли замечательный хлеб и вкуснейшие пасхальные куличи, производили хрустящий картофель, начали фасовать крахмал для розничной торговли и изготавливать новый вид крахмала для бумажной промышленности, приобрели мельницу, на которой стали производить свою муку, новый котёл - дорогостоящее оборудование, так сказать «сердце» производства, и прочее. Планов было предостаточно, и, скорее всего, многое было бы реализовано, но... Анатолию Фёдоровичу предложили баллотироваться на главу района, и его избрали.

На заводе появился новый директор. Им стала В.А. Смирнова.

А в 2007 году вышел закон о приватизации государственных предприятий. Впоследствии завод был выставлен на продажу, которая так и не состоялась. Наступили безденежье, безысходность, безвластие: сейчас здесь даже нет руководителя.

Хотя и самого предприятия, по сути, уже нет. И в августе этого года никак не был отмечен 100-летний юбилей завода. Впрочем, ветераны, бывшие работники, наверное, и не ждали торжеств. Они теперь живут лишь воспоминаниями, наполненными гордостью и болью за родной крахмальный.

Светлана Руссак.

Фото из архива предприятия.

Газета «Новое время» №85 от 19.11.2014

20141124-5


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Комментарии   

 
0 # Анвар 24.11.2014 18:24
Опять Матюхина А.Ф. пропиарили.
Сообщить модератору
 

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте