Главная Борисоглеб православный Как становились святыми

Яндекс.Метрика
Как становились святыми Печать
( 19 Голосов )
Борисоглеб православный - Полемика
26.10.2012 12:38

20121026

30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Среди них было немало священнослужителей Русской Православной Церкви и просто верующих людей, которых богоборческая власть судила лишь за то, что они верили в Бога и хранили истоки своей веры.

Разрушенные храмы и монастыри, поруганные святыни, тысячи расстрелянных, замученных людей, исковерканные судьбы тех, кто выжил в этой мясорубке, – свидетельства этой борьбы со своим народом. Среди пострадавших и наши земляки-борисоглебцы – священник храма Живоначальной Троицы протоиерей Федор Поройков, прославленный ныне в лике священномучеников. Как прошел свой путь к святости священник Федор Поройков, рассказывает ученица Вощажниковской школы Елена Плошкина.

- Двадцатые-тридцатые годы прошлого века были особенно тяжелыми для верующих. Не уничтожив в нашем народе веру расстрелами и репрессиями, советская власть старалась подорвать ее изнутри и спровоцировала раскол, который разделил Церковь на «тихоновцев» - приверженцев патриарха Тихона и обновленцев - сторонников «Живой церкви», которая была на службе у советской власти. Центром обновленческого движения у нас в Борисоглебском районе стал храм Троицы на Бору. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, 19 стали обновленческими. А отец Федор не скрывал своих убеждений, он отказывался признавать власть высшего церковного управления - главного органа Живой церкви, за что и был репрессирован.

Поводом к этому стало его стремление отстоять храм в селе. Когда в 1936 году власть в очередной раз попыталась его отобрать у верующих, батюшка от имени приходского совета написал заявление-протест. Его прихожане отправили в Москву, и храм тогда удалось отстоять. А 10 октября того же года отец Федор был арестован и обвинен в антисоветской агитации, направленной против колхозного строительства, материального положения колхозников и клевете на советскую власть. Все эти обвинения на допросах он отвергал. У нас в школьном музее есть ксерокопия одного из них. Не сообщил допрашивающим ни имена тех, с кем мог общаться хотя бы просто по делам прихода. Все эти люди тогда сразу же тоже могли бы быть репрессированы. Не назвал адреса родных, с которыми вынужден был расстаться и которые по законам того времени тоже могли бы быть вовлечены во все это. Держался стойко и был приговорен за «антисоветскую агитацию» к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

Местом заключения его стал Кулойлаг – это на севере, в Архангельской области. Батюшку отправили туда в январе 1936 года. А через год, 4 января 1938-го, он там скончался. Было отцу Федору 62 года.

Нам удалось узнать, что это был за лагерь. В разное время в нем на лесоповале трудились от десяти до тридцати тысяч заключенных. Когда в 2002 году группа под руководством игумена Александра, настоятеля Покровского храма Архангельской области, отправилась туда с экспедицией, они обнаружили его следы - колючую ржавую проволоку и вышки. А еще - заброшенный ров с останками заключенных. Два взмаха лопатой - и из-под мха буквально посыпались кости - ребро, локтевой сустав, фрагмент позвоночника, сообщили они потом. Всюду, где ни копни, кости, кожаные боты… Целое кладбище, на котором людей закапывали как попало. Никому до них не было дела… Должно быть, где-то там и останки отца Федора, канонизированного теперь в лике святых.

- У нас в храме Живоначальной Троицы села Вощажниково, прихожанкой которого я являюсь, есть его икона. Когда в прошлом году начался сбор средств на ее написание, я и заинтересовалась судьбой батюшки, решила узнать о нем поподробнее, – говорит Лена.

В этом ее поддержали в школе, где большое внимание уделяют изучению истории родного края и именно православной тематике, рассказывает учитель истории Светлана Валерьевна Фадеева. «Это ведь наша основа, – говорит она. - Школа появилась в селе решением сельского схода при последнем владельце усадьбы Сергее Дмитриевиче Шереметеве. А первым ее директором и учителем был священник Иоанн Сретенский.

И нынешний настоятель храма Живоначальной Троицы, продолжая традицию, поддерживает со школой самые добрые отношения. Бывает здесь, беседует с детьми. Отец Борис и помог Лене собрать материал об отце Федоре Поройкове, передал школьному музею документы, которые много лет собирал сам.

Среди них были письма родственников отца Федора, один из которых сетует на слишком малые сведения, оставшиеся о нем, - такое было время… Но удалось найти кое-что в Ростовском архиве. Этими сведениями поделилась с юными исследователями Светлана Алексеевна Лапшина.

Отец Федор Поройков был потомственным священником. Родился он в селе Мимошня Угличского уезда. Учился в Ярославской духовной семинарии. Женился. И был назначен на должность учителя церковно-приходской школы села Гуменец Ростовского уезда. Вполне обычное начало биографии для сельского батюшки конца позапрошлого - начала прошлого веков.

В 1901 году он был рукоположен в дьякона церкви села Мало-Богородское Мышкинского уезда, а в 1913 стал там священником. Росли дети - их у отца Федора и матушки Фаины, судя по одному из снимков, было пятеро. Но в трудные советские годы, когда батюшке уже угрожали репрессии, ему пришлось расстаться с семьей, хотя она имела для него очень важное значение. Сделал он это, чтобы сберечь родных, рассказывает Лена Плошкина, которая теперь, кажется, знает об отце Федоре даже больше, чем о родном дедушке.

- Нам было известно, что протоиерей Федор начал служить в нашем селе с 1934 года, но теперь выясняется, что он был знаком с селом с 1925 года, это доказывают документы, обнаруженные в Ростовском архиве, - продолжает она свое повествование. - Первый из них - обращение Вощажниковской церковной общины в Вощажниковский сельсовет с прошением зарегистровать избранного ими священника Федора Николаевича Поройкова и допустить его до богослужения, датировано оно как раз 1925 годом. А второе - письмо самого священника о разрешении ему провести обряд погребения его товарища, тоже священника отца Николая Стратилатова, тридцать лет прослужившего в церкви села Сабурово… Такой контроль установила советская власть над церковью с самых первых дней своего существования.

Все эти данные Лена Плошкина привела в своем выступлении на конференции «За добрые традиции» в нынешнем году и в своей первой научной работе «Путь к святости. Священник Федор Поройков». Такую работу в Вощажниковской школе ведут многие ребята, вот и у Лены была предшественница - Анна Елисеева, которая начала собирать сведения о новомучениках Вощажниковского благочиния. Сейчас она учится в Ярославском демидовском университете, а нынешние школяры продолжают трудное и интересное дело, по крупицам восстанавливая утраченную память о своих земляках. На очереди история и еще об одном священнике, также пострадавшем в годы репрессий и прославленном в лике святых - иеромонахе Алексее Задворнове, служившем рядом, в Закедье. Память о них вовсе не канула в Лету, как рассчитывали палачи. Она, как и свидетельствует церковь, - в род и род.

Ирина Хрупалова, газета "Борисоглебские вести" №80 от 26.10.12


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Комментарии   

 
+2 # Владимир12 15.12.2012 18:31
Вы опубликовали фотографии из нашего семейного архива, не знаю, давал ли кто Вам согласиее на их публикацию, тем не менее принято далать ссылки, на владельцев этих фотографий
Сообщить модератору
 
 
+1 # admin 15.12.2012 19:40
Цитирую Владимир12:
не знаю, давал ли кто Вам согласие на их публикацию

Данные фотографии (как и сама статья) были взяты из открытого источника - из номера газеты "Борисоглебские вести", ссылка на которую имеется в нашей публикации. Если лично Вы владелец этих фото - разбирайтесь с теми, кто против Вашего желания предоставил их газете.
Мы снимем с публикации эти фотографии в случае:
а) Документального подтверждения Вашего единоличного права на владение этими снимками.
б) Письменной просьбы на наш адрес электронной почты.
Сообщить модератору
 

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте