Главная Борисоглеб политический А.Н. Грешневиков: "Даешь русский кругляк!"

Яндекс.Метрика
А.Н. Грешневиков: "Даешь русский кругляк!" Печать
( 0 Голосов )
Борисоглеб политический - Публикации
12.12.2012 12:45

После поездки премьер-министра Владимира Пугина в 2008 году на Дальний Восток Россия решилась на беспрецедентные меры по сокращению экспорта круглого леса. Экологи, конечно же, приветствовали незамедлительно принятое правительством решение о поэтапном повышении вывозных пошлин на необработанную древесину. Но их не покидало сомнение - удастся ли Путину сдержать натиск отечественных и зарубежных лоббистов и перекрыть все дороги-лазейки для разбазаривания народного богатства.

У всех на памяти были неудачные попытки Путина добиться аналогичного решения в 2006 году, когда он был Президентом страны. Крупные бизнесмены и олигархи, сколотившие несметные состояния на торговле лесом, и в первую очередь кругляком, пугали политиков крахом лесопромышленного комплекса. По их мнению, запрет на вывоз необработанной древесины понизит инновационную активность, не позволит заменить устаревшие технологии, машины и оборудование с большой долей ручного труда.

У Путина лежали на столе данные о масштабах разграбления лесного богатства страны, и он пытался добиться прекращения вывоза кругляка. Но позиция олигархов взяла верх... И смелые слова президента так и остались словами. Тогда на совещании правительства он сказал: «Сколько мы будем сопли жевать... С 1999 года говорим об этом, но ничего не происходит. Всё это шуруют туда. В огромном количестве из года в год это продолжается. Я обращаюсь с этим к правительству. А то всё только разговоры. Я понимаю, с чем это связано, и вы понимаете - это всё связано с лоббированием. Они думают о своих интересах, а вы должны думать об интересах российского народа».

Прошло два с небольшим года. Путин сам стал во главе правительства и, кажется, решился на кардинальные меры. Хватит вывозить кругляк, пора торговать не сырьём, а изделиями из нашей древесины. Следует добиться, чтобы доля глубокой переработки леса была не 20%, а как в Финляндии и Швеции - более 85%. Вот тогда мы перестанем втридорога покупать за границей не только двери и паркет, но и мебель.

Неожиданное наступление Путина на интересы лесных олигархов и баронов поддержали многие ведущие политики страны. Первый заместитель премьер-министра Виктор Зубков заявил: «Нужно закончить сугубо сырьевые поставки и перейти к созданию высокотехнологичных совместных предприятий на российской территории». Для того чтобы снять возникающие барьеры на пути инвестиций в отрасль, чтобы кредиты дошли до производства, Зубков, не мешкая, создал при правительстве специальный совет по развитию лесной отрасли и возглавил его.

На третьем Дальневосточном международном экономическом форуме спикер Госдумы РФ Борис Грызлов выступил с резким и заслуживающим особого внимания заявлением. Он предложил запретить законом экспорт круглого леса на несколько лет с тем, чтобы предотвратить контрабанду в огромных размерах. По его мнению, «только закон о полном запрете экспорта круглого леса позволит сохранить наше лесное богатство и повысить количество предприятий, занимающихся лесопереработкой». Обычно такие предложения звучали только из уст экологов-экстремалов.

В этой ситуации правда была на стороне спикера парламента. Россия не может вечно оставаться сырьевой державой, продавать за границу древесину за бесценок, а затем покупать там дорогую плитку, мебель, окна, двери. Российский экспорт картона и бумаги, например, не превышает 2% от мирового. Это не беда, а трагедия. Когда-то гиря всё-таки должна дойти до пола. Ежегодный мировой экспорт легальной необработанной древесины составляет 130 миллионов кубометров. Из них 51 миллион кубов приходится на российский кругляк. Терпеть такую политику уже никто из государственных деятелей не может.

Однако у лесопромышленников сохранилась прежняя точка зрения на вывоз кругляка. Глава комитета Торгово-промышленной палаты по лесной промышленности коммерсант Александр Беляков выступил за полный запрет экспорта ценных пород деревьев, но за более гибкие механизмы регулирования вывоза хвойных пород. Конечно, подобный компромисс таил в себе хитрость. В России кедра, граба, ясеня и других реликтов флоры осталось так мало, что они заносятся в Красную книгу, и сегодня торговый бизнес на них не сделать. Другое дело - сосна и ель. Хвойный лес ещё есть в ряде регионов, и в первую очередь в Сибири. Тут-то интерес коммерсантов и остаётся прежним: не мешать им вывозить кругляк за границу.

Позиция лесопромышленников понятна. В последние годы их развитие сопровождалось значительным ростом объёма экспорта необработанной древесины. Эта продукция по сей день пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Технические характеристики сибирской сосны и дальневосточной лиственницы превосходят характеристики таких древесных пород из Северной Америки и Европы, как дугласова пихта, хемлока, европейская сосна. Стоит нашим коммерсантам уйти с лесных рынков, как их тут же займут канадцы, шведы, американцы.

Только вот смогут ли иностранные компании занять эти освободившиеся ниши? И вообще захотят ли пойти на этот не вполне выгодный шаг? Всё-таки шведы любят торговать не кругляком, а мебелью. Не являются ли подобные аргументы коммерсантов ловушкой, желанием увести власть от реальных проблем? Если Россия и впредь будет производить продукции из дерева всего лишь на 7-8 миллиардов долларов в год, а не на 100 миллиардов, как положено и должно, то её экономике будет навечно уготован сырьевой и полуколониальный характер. Главы отечественных лесопромышленных корпораций с иностранными названиями «Илим Палм Энтерпрайз», «Монди Бизнес Пейпа» и «Леспром Индастри Консалтинг» заверяют власть, что хотят поднять бизнес на высокий уровень. Увеличить выработку продукции в три раза. Правда, для этого они просят принять новый Лесной кодекс. Тогда денег от государства не потребуется, инвестиции придут сами. Как известно, кодекс был принят, а вот инвестиций - кот наплакал. Их по сей день ждут.

Сегодня лесные магнаты стыдливо умалчивают о том, что правительство пошло им навстречу. Новый кодекс открыл им дорогу к сырью, укрепил связь между лесопереработкой и сырьём. Чиновники гарантировали субсидирование процентных ставок по кредитам, активную помощь в строительстве инфраструктуры, прежде всего дорог. Более того, разрешили консолидировать лесные участки под крышей крупных компаний. Однако эти решения почему-то не подтолкнули бизнес активно и серьёзно заниматься глубокой переработкой древесины. Что касается надежд на крупные компании, которые взяли бы в долгосрочную аренду консолидированные большие участки леса в регионе, то они тоже не оправдались. Этот американский путь, когда владеют лесными участками всего лишь несколько корпораций, на русской земле не прижился. У нас в каждом регионе много «собственников», и они гораздо эффективнее работают, чем иностранные монополисты.

У некоторых западных компаний тоже был интерес перекроить наш Лесной кодекс. Они открыто говорили о том, что рост инвестиций в российскую переработку древесины невозможен, поскольку там «лес в государственной собственности». Тогда кремлёвские чиновники пошли и им навстречу - управление лесами перевели на уровень регионов, а сами лесные участки отдали в руки арендаторов. Но и после таких мер особых инвестиций в переработку леса никто не вложил.

Правительство вынуждено было пойти на беспрецедентное решение - на ввод заградительных экспортных пошлин на круглый лес, чтобы стимулировать переработку леса в стране. Такой шаг позволил бы отечественной промышленности перейти от экспорта необработанного лесного сырья к поставкам на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кажется, наконец-то высокопоставленные чиновники выбрали верный путь. Ввозные пошлины на современное импортное оборудование крайне высоки, а экспортные на кругляк, на сырьё, наоборот, низки. В этой ситуации российский лес, безусловно, уплывает за границу в необработанном виде, то есть с нулевой добавленной стоимостью. Порой и невероятно дёшево. Так, например, полная фура кругляка, уходящая из порта Санкт- Петербурга, стоит 500 долларов, то есть по 3 доллара за кубический метр древесины. В Швеции подобная сосна продаётся за 50 долларов.

Необходимость принятия решения о полном запрете экспорта круглого леса давно перезрела. Теперь правительство чётко дало коммерсантам понять: у вас есть два года на перепрофилирование своего бизнеса, поскольку с 1 апреля 2009 года пошлины составят 50 евро за кубометр, рентабельность экспорта древесины снизится практически до нуля.

И вот тут поднялся шум чуть ли не во всём мире. Как это Россия могла в одностороннем порядке изменить таможенно-тарифную политику? С таким поведением в ВТО не вступают. Повышение вывозных пошлин на необработанную древесину противоречит принципам и правилам ВТО.

Чем настойчивее кабинет правительства Путина начинал проводить борьбу с нелегальным оборотом древесины и против сохранения сырьевой ориентации российского экспорта, тем мощнее был резонанс среди мирового сообщества. И за всем этим скандалом стояло желание Запада ничего не менять в политике грабежа зелёного богатства

России. Общеизвестно, что наша страна обеспечивает 40% предложения необработанной хвойной древесины на мировом рынке, покрывает 80% потребностей Китая и Финляндии, а также значительный процент - Японии и Южной Кореи.

Первой забила в колокола протеста Финляндия. Следом раздались крики возмущения со стороны Китая, Швеции и Японии. Дело понятное: шведы ежегодно получают из России до 3 миллиардов кубометров кругляка. Потребности Китая в древесине на 50% покрывают поставки из Дальнего Востока и Сибири. Японцы пригрозили, что брать русский хвойный лес будут лишь по прежним ценам.

Китай - это кровосос России. Днём и ночью китайцы грузят вагоны, заполненные нашими природными богатствами, и отправляют их на свою родину, а там строят фабрики, мастерские, заводы, деревни и даже целые города. Большая часть китайской бумаги производится из нашей древесины. Когда Владимир Путин узнал, что на территории хватких соседей за годы гайдаро-чубайсовских реформ построено 12 больших ЦБК и создано 2 миллиона рабочих мест, а у нас ни одного ЦБК, то гнев его вылился в решение запретить торговлю дешёвым кругляком.

В Китае любая вырубка собственного леса запрещена под страхом расстрела. А бурно развиваю-щаяся деревопереработка идёт за счёт русского леса. В год принятия у нас Лесного кодекса китайцы только из Приморья вывезли древесины на 3 миллиарда долларов. Зато обратно вывезено изделий из того же дерева на 6 миллиардов. И не важно, что мебель, которую китайцы готовили из нашего леса, сейчас не пользуется особым спросом. Более того, наши власти закрывают глаза на деятельность китайских лесорубов, которые завозят и заражают вредными насекомыми тысячи гектаров сибирской тайги. Недавно в Восточном порту Приморья при осмотре китайского судна специалисты обнаружили свыше 70 тысяч бабочек непарного шелкопряда. А мы думали, что китайцы лишь жгут лес, стреляют краснокнижное зверьё, рвут женьшень...

Бюджет Финляндии существенно пополняется за счёт ввоза из России дешёвого лесного сырья. Местные лесорубы это хорошо знают, так как у себя они заготавливают лишь 6% древесины, а у сторонних поставщиков закупают 87%. Их, конечно же, устраивает то, что нашей стране отведена роль поставщика. И отсутствие у нас полноценной деревоперерабатывающей отрасли, способной выпускать конкурентоспособную продукцию, позволяет

Финляндии формировать ВВП на 16% за счёт русского леса. Стоило Путину сказать про заслон экспорту «сырой» древесины, как моментально проявилась зависимость модернизации деревообрабатывающей промышленности от объёмов вывоза кругляка.

Обвинения нашего северного соседа в том, что Россия нарушает положения ВТО, можно было сразу отмести, так как мы тогда не являлись членом этой мировой организации. Но премьер Финляндии Матти Ванханен встретилась с Путиным и откровенно намекнула ему, что если тот не отложит повышение пошлин, то прокладка газопровода «Северный поток», имеющего стратегическое значения для России, так как идёт в Европу в обход Белоруссии и Украины, не получит поддержку у Финляндии. Цинично. Но Путин услышал угрозы и объявил о решении притормозить рост пошлин.

В эти дни поиска компромисса и сдачи национальных интересов я направил В.В. Путину большой депутатский запрос. В нём речь шла о необходимости принятия закона о запрете торговли кругляком, о поддержке таможенной политики, которая стимулировала бы глубокую переработку древесины. Затем, осуждая политические интриги и уступки Финляндии, я поинтересовался, а не приведёт ли отсрочка повышения пошлин к пересмотру ранее продекларированной стратегии правительства о модернизации ЛПК, и каким образом мы будем решать теперь проблему вывоза необработанного леса.

Ответ пришёл мне 19 декабря 2008 года не от В.В. Путина, а от заместителя министра промышлен-ности и торговли России А.В. Дементьева. Суть его сводилась к банальному пораженческому выводу, что «переориентация отрасли на внутренний рынок невозможна в столь сжатые сроки».

Правительство В.В. Путина пошло навстречу финским властям, и в первую очередь финским ЦБК, вначале выделив лиственную балансовую древесину в отдельную позицию и резко снизив пошлины на неё, а затем и объявив мораторий на запрет вывоза кругляка. Финны подписали экологическую экспертизу на прокладку газопровода «Северный поток» по их участку моря в Европу. Теперь мы вывозим из страны не только дешёвый «сырой» лес, но и газ.

Россия по-прежнему не входит даже в первую десятку стран мира по производству самой распространенной продукции - бумаги и картона, зато остаётся главным поставщиком первичного лесного сырья на мировые рынки.

 

Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ, писатель, депутат Государственной Думы ФС РФ

(журнал "Природа и свет", № 1, 2012)

источник


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте