В январе 1983 года, после Рождества Христова, на Святках, по заданию известной газеты я встретился с писателем Александром Прохановым, лауреатом премии Ленинского комсомола. Люди мы оказались разные; разговор не клеился. Чтобы не терять время попусту, Проханов заторопился в издательство. А у меня - задание, я не мог уйти ни с чем. Попросил разрешения побыть в его кабинете, чтобы ощутить ауру Прохановской жизни. Письменный стол, книжные полки, стены - повсюду трофеи войны, гильзы, осколки, рваное железо, чуть ли не пулеметные ленты. Писатель уже тогда побывал на Даманском, в Анголе, Мозамбике, Намибии, Афганистане, Кампучии, Никарагуа… Побывал и на многих стройках, где возводили космодромы и прокладывали железнодорожные ветки; на заводах, где создавались ракеты и подводные лодки. Обо всем этом Проханов рассказывал в газетных репортажах, рассказах, романах. На столе в писательском кабинете - только что завершенная повесть «Адмирал». Еще горячая.
Но проникнуться всем этим у меня никак не получалось. Все эти великие стройки, войны были так далеко от моей жизни вольного художника. Я жил тогда мечтой стать кинорежиссером, как Василий Шукшин, снимать фильмы по своим рассказам о деревне, которую знал и любил.
... Так и у нас, у нас тоже весна! Мы же с вами такие родные люди: у нас и у вас весна. Роднее людей не бывает! У нас с вами весна. У всех людей, которые проголосовали за Владимира Владимировича Путина за «путный путь», как я говорю, - у нас у всех сейчас ВЕСНА! Звонкая! Со звонкой капелью! Со звонкими криками птиц! У нас весна, РУССКАЯ весна!
Беседа российского православного писателя Сергея Антоновича Щербакова (https://vk.com/pisatel_shcherbakov) на темы, волнующие всех борисоглебцев, всех россиян!
- Мы русскими начинаем становиться опять... - Надо достать из сундука нашу русскость, только тогда мы победим... - Мне говорит: "Всё понимаю, но ребята наши гибнут", а я говорю "Как гибнут? Да они как раз не гибнут - они все в рай идут!"... - Такую чашу, которая досталась Путину, никто из людей не пил. Никто такую огромную ответственность за нашу Планету на себя не брал. Такую чашу одному выпить невозможно, поэтому мы эту чашу должны пить вместе с ним...
В старости я узнал, как Бог все закольцевал. Из земли мы созданы - в землю и уйдем. Снова превратимся в персть земную. В землю. Из-за женщины, Евы, совершившей первородный грех, мы пали, были прокляты Богом, но и возстали, грех Евин искупили, благодаря женщине, Богородице. От женщины наше падение и от женщины наше возстание. Так закольцевал Бог! Он во всем - в жизни, в литературе, в искусстве, этот Божий закон закольцевания!.. «Перекличка»
Уже написал второй вариант «Переклички». Рассказал, как по-разному у нас в Борисоглебе встретили СВО на Украине. Оставалось немножко подшлифовать, но совсем сдал правый глаз. Видел уже, как в густом тумане. Марина уговорила поехать к знакомому врачу в Ростов. Наталья Альбертовна глянула и ахнула: «Я уже дна не вижу. Надо срочно хрусталик поменять, иначе глаз потеряем». Я возразил: «Вот подшлифую “Перекличку”, мне работы на месяц осталось». Наталья Альбертовна замахала руками: «Какой месяц! Надо срочно оперировать». Тут же набрала номер заведующей глазным отделением областной Ярославской больницы. Услышав, что большая очередь и операцию можно делать не раньше октября (а у нас на дворе начало июля), она взмолилась: «Сергей Антонович знаменитый писатель. Ему никак нельзя остаться слепым, а у него уже глазное дно не видно». Когда Наталья Альбертовна назвала меня знаменитым, я невольно вспомнил доброго знакомого, очень талантливого живописца Славу Стекольщикова. Когда кто-нибудь называл его знаменитым или известным, он шутил: «Широко известный в узком кругу». Но, в данный момент, видимо, эпитет «знаменитый» подействовал - мне нашлось место не в октябре, а через две недели... * * *
Приглашаем в светёлку простого деревенского дома, в котором живёт и пишет свои удивительно тёплые «повестушечки» писатель Сергей Антонович Щербаков. В далёкие девяностые он перебрался из Москвы в Борисоглебский район Ярославской области. Именно тут, в деревне Старово-Смолино, в трёх километрах от Борисо-Глебского на Устье монастыря рождаются проникновенные произведения, в которых отражается сегодняшний день, в которых писатель пытается найти ответы на вопросы, актуальные для всех нас. Итак, «Осень 2022»...
28 октября увидит свет первый выпуск из нового цикла передач писателя Сергея Щербакова, который посвящен сегодняшнему дню и взгляду на происходящее с точки зрения православного писателя. За плечами писателя непростые перипетии судьбы, но он сумел выбраться на «дорогу, ведущую к храму». И теперь ощущает ответственность за судьбы ближних - всех, от людей до малых птах. Написал и издал книги прозы «Борисоглебская осень», «Ближние», «Путные рассказы», «Про зырянскую лайку», «Рабочая собака», «Крестный ход. Борисоглеб - 2004» и др. Рассказы печатались в журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Русский дом», «Сельская молодежь»… Проживает в деревне Старово-Смолино Борисоглебского района Ярославской области.
В этом году весна к нам в Россию пришла пораньше… В феврале после указа президента о признании народных республик Донбасса так мы возрадовались, так возрадовались! Восемь лет ждали этого дня! В 2014 году весна пришла к нам из Крыма, когда он вернулся в родную гавань, в Россию-матушку, а нынче весна пришла из Донбасса… Но Украина еще пуще взялась бомбить народные республики, и 24 февраля Владимир Владимирович Путин вынужден был отдать приказ о начале специальной военной операции на Украине. На радостях я звонил близким и дальним. Мне было давно понятно, что воевать с фашистской бандеровской Украиной, со всем содомским Западом нам когда-нибудь придется. Рано или поздно придется…
Морозный январский день. Осыпаются с деревьев метели мерцающих серебринок снега. Словно большие рыбы отряхиваются. Солнце скрылось за тучей, и они перестали отряхиваться. Во всяком случае, серебринок уже не видно. Конечно, на солнце всё летает, всё танцует, всё празднует. Солнце - это праздник!
На белом снегу письмена звериной и птичьей жизни. Мариша любит их читать. У неё это хорошо получается - она ведь текстолог, она руку Льва Толстого, святителя Феофана Затворника Вышенского читает.
* * *
В середине февраля, после сильных морозов, выпал снег. Он кажется таким мягким, и под ногами похрустывает мягко. И воздух становится мягким. И голубоватое небо такое мягкое-мягкое. И на сердце так мягко, мягко, так нежно…
Через несколько дней снег постарел - покрылся морщинами. Мариша сказала точнее: «Как рябь на воде… Ведь снег - это вода…»
* * *
Первого марта вышел на крылечко. Ветер уже не сырой, не холодный, а ласковый. И сразу птахи, молчавшие всю зиму, заговорили. Первыми, конечно, воробышки зачирикали…
* * *
В начале апреля самое главное в нашей деревенской жизни - скворцы. Прилетят с юга или не прилетят? Поселятся или нет в наших скворечниках на дубу? Я их каждую весну встречаю ласковым словом: «Здравствуйте, скворушки наши дорогие, герои наши. Столько бурь, столько штормов, столько морей вы преодолели!» Сидя на ветках нашего дуба, они слушают меня благосклонно.
Потом летят гуси. Весной, - домой на север, - они летят очень низко и очень быстро. Сердце замирает в груди: «Родные мои, зачем вы так низко? Столько ружейных стволов в вас целится!» А вот осенью, - зимовать на юг, - они летят высоко, словно нехотя. Моя забайкальская землячка Люба Зубенко хорошо написала: «К югу птицы тянут осторожно». А Владимир Крупин, прочитав по радио Сергея Есенина «А журавлей уносит ветер в даль», растолковал поразительно любовно: «Не сами ведь улетают, а ветер уносит…»
В апреле-мае мы с Маришей в основном считаем. Сколько гусиных косяков над нами пролетело, сколько клиньев журавлиных. Нынче мы такие богатые - больше тридцати косяков насчитали…
Эту передачу на радио «Радонеж» я слушала по пути домой. Пустынная холодная электричка и такой почти родной голос в наушниках. Целый час пролетел незаметно. О чём передача? Да обо мне, о тебе, о нас. Всё, что окружало нас этот пандемийный год тут нашло своё отражение. Сергей Антонович по-доброму описал своё отношение к насущным темам сегодняшнего дня. Цитата: «На неправильной дороге правильных людей не встретишь»...
Марина МАСЛОВА КАК ВСЕГДА, О ЛЮБВИ… «Лето 2020-е от Рождества Христова» Сергея Щербакова
От молитвы я могу заплакать, но от прогресса человеческого не выжалось ни у кого ни одной слезинки. Фёдор Конюхов
Чтобы не соврать, должна сразу признаться, что с первого разу прочесть эту новую вещь писателя не смогла. Не пошло. Что-то взбунтовалось внутри: не моё… вся эта политика… «президент»… «гражданственность»… «законопослушность»… Я ничего в этом не понимаю. Закрыла страницу сайта, не прочитав и десяти абзацев. Села в раздумье: как же быть? Как общаться дальше с автором, если мы вот только что познакомились и радостно настроились на тёплую сердечную дружбу… Решила выждать время. Часто ведь случается, что впечатление меняется или обстоятельства устраиваются как-то сами, если не форсировать их, а предоставить развиваться своим чередом. Если так и не смогу заставить себя прочесть эту работу писателя, придётся признаться, что мы разошлись в убеждениях, не совпали во мнениях, не созвучны духовно, или что-то в этом роде… Это тем более было сложно, что буквально месяц назад я опубликовала свою восторженную статью о его книгах, прочитанных в течение нескольких недавних лет: от известной всем ныне его «Рабочей собаки» до самых свежих двух повестей «Собрат по художеству» и «Собрат по блаженству». Кроме того, в разговорах по телефону меня тоже многое смущало, хотелось спорить, доказывать свою правоту, раз уж писатель поинтересовался моим мнением. Но и это оказалось невозможным по самой простой причине психологического свойства. По собственной натуре знаю, на личной шкуре проверено: чей-то скорый суд вызывает лишь обиду и настороженность, даже если он правый в объективном смысле, то есть даётся отсылка к заповедям. Вот, дескать, по заповеди должно быть так, а если у вас иначе, то вы не правы.
Сергей Щербаков ЛЕТО 2020-ое ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Записки писателя
Памяти Василия Ланового, Валентина Непомнящего, Александра Казинцева, иеромонаха Иулиана, протоиерея Виталия Тарасова, протоиерея Дмитрия Смирнова и многих, многих других, унесенных губительным поветрием в страну далече…
В марте Владимир Владимирович Путин обратился к народу, рассказал о страшном коронавирусе и объявил карантин. Месяца через два, думаю, не только я, но многие забыли, как встретили новогодние праздники и как жили до пандемии. Все стерлось из памяти. Год 2020 у нас в России начался в марте с обращения Президента к гражданам. Вскоре святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже призвал паству, по примеру преподобной Марии Египетской, помолиться в «пустынях» своих домов. На своем веку я много чего повидал, пережил, испытал и выработал в себе правило: думать просто и ясно. Немало людей, начиная с мамы, меня этому учили, но почему-то особенно запомнился урок одного хирурга. Когда мне собирались «починить» вены на ногах я, лежа в палате, наслушался своих соседей, дескать, уколы в такой как у меня искривленный позвоночник очень опасно делать — можно и без ног остаться, да и вены могут опять вылезти… Утром пришел хирург, а я ему про соседские россказни. Он с сожалением глянул на меня и спокойно повторил то же самое, что при первичном осмотре. Когда увидал синюю гроздь вен на левой икре, просто ахнул: «Сколько же времени вы ее ростили?» — и прямо разъяснил, что в этой грозди образуются тромбы и я могу в лучшем случае получить инфаркт или инсульт, а в худшем умереть в любой момент. И на этот раз хирург закончил просто и ясно: «…Не мудрите, Сергей Антонович». Мне стало стыдно, ко мне вернулось мужество. После операции я прожил уже лет двадцать. Ноги мои, слава Богу, ходят, вены не вылезли… Теперь мы с женой, когда нас пытаются сбить с толку, с улыбкой говорим друг другу: «Не мудрите, Сергей Антонович; не мудрите, Марина Ивановна». Жалею об одном, что хирург не знает, как он крепко вошел в нашу жизнь…
Любительский документальный фильм «Живые родники творчества» о пребывании писателя Федора Александровича Абрамова на Борисоглебской земле.
Представляем Вашему вниманию любительский документальный фильм «Живые родники творчества» о пребывании писателя Федора Александровича Абрамова на Борисоглебской земле. Просим Вас поделиться своими впечатлениями о фильме. Если у Вас есть информация, которой возможно было бы дополнить сюжет - сообщите, пожалуйста: мы можем включить ваш рассказ в следующий фильм. В 2020 году исполнится 100 лет со дня рождения писателя. Абрамов - первый из русских прозаиков ХХ века стал писать о людях деревни. До Солженицына, Белова, Распутина, Солоухина, Астафьева. Он первый напомнил современникам о том, что от судьбы деревни зависит судьба страны. Будет жива деревня - будет жива Россия. Он вникал в проблемы животноводства и земледелия, выявлял причины оттока людей в город. Он, защищавший страну в годы Великой Отечественной войны, встретившись с новым для него человеком, обычно пристально всматривался - кто он? Если молодой - пойдет ли защищать Отечество, если девушка - станет ли настоящей матерью? Главные темы его произведений - человек на земле, сила жизни, голос совести ...
Как говорят водители, поймал я колесом гвоздь. Пришлось ехать в автомастерскую. Мужики здесь почти как в бане: травят анекдоты, спорят о политике, конечно, про женщин не забывают и матерятся без удержу… А новый слесарь Алексей, чинивший мою машину, резко от всех отличался. В общем веселье не участвовал, на соленые шутки в свой адрес и бровью не поводил. Вспомнился Пришвин: «Человека невозможно унизить, если он сам не унизится». Я почувствовал в Алексее родственную душу: мне тоже было здесь скучно, душно… Потом узнал, что он воевал в Чечне, и понял, почему при знакомстве вспомнились строки из песни: «Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат…» Алеша - солдат из Чечни.
При встречах с Алексеем я всегда разговаривал с ним. Однажды прямо спросил: «Веруешь ли в Бога?» Алеша ответил уклончиво: «Кто на войне побывал, тот не может быть неверующим». Мне очень хотелось развеять его постоянную грусть. Я рассказывал, что настоящая жизнь не только на войне, что у нас в Борисоглебе она прекрасна - надо только прилепиться душой к монастырю, пройти в Иринарховском крестном ходе, и тогда можно очутиться в Борисоглебском лете.
После прочтения сообщений в нашей группе «Подслушано Борисоглебский ЯрОбл» о огородных кражах меня тоже сначала посетил праведный гнев на воришек, от безделья слоняющихся по неохраняемым и «спящим» летаргическим сном территориях. А потом вспомнилось мне моя юность, как сами были в возрасте «вставай и беги сломя голову».
... Сижу на корточках, адреналина в крови столько, что даже кажется, что он выходит через пот. Вижу краем глаза своего друга, он тоже затаился в сугробе, за свалкой каких-то палок и веток. В руках у нас «оружие» - пугачи.
Нехитрое приспособление, дающее мальчишкам невыразимое ощущение настоящего оружия. Сам пугач довольно прост в изготовлении, есть несколько хитростей, передающихся из уст в уста, но они больше влияют на надёжность «аппарата», чем на гром выстрела. Сделать мой пугач после долгих уговоров мне помог отец. То есть получается мой мушкет - «официальный». В других семьях совершенно правильно эти страшные игрушки были под запретом. Сверстники - один с оторванным пальцем, другой с повреждённым глазом после сбоя в работе пугача - бегали вместе с нами как живой пример страшных «игрушек».
В одной версте от дороги из Борисоглеба в Ростов Великий стоит село Григорково. Когда после берёзовой аллеи видим его дорожный указатель, дружно крестимся с женой: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих Людмилы и Владимира, и в селениях с праведными вчини». Не при виде храма или кладбища крестимся, как обыкновенно, а при виде синего дорожного указателя... Владимир - мой крестный, замечательный русский поэт и прозаик Владимир Григорьевич Богатырев. Он привёл меня к Богу, к Крещению. О нем я написал в рассказах «Во все стороны» и «Кедри Ливанстии». Но креститься возле Григорково мы начали благодаря Людмиле, Люсеньке нашей. Да, человек она редчайший - крестная моей жены Марины, Людмила Константиновна Проханова.
Люся не раз приезжала к нам в Старово-Смолино, чтобы пройти в Иринарховском крестном ходе из Борисоглебского монастыря до села Кондаково - родины преподобного Иринарха Затворника. Однажды встречал её в Ростове. Гляжу, она стоит у вагона с незнакомой женщиной. У той - гора вещей. Сразу все понял. Люся - истинно русский человек.
Современное поколение не знает, что такое бомбоубежище, а у меня в детстве было своё собственное, о нём моя сегодняшняя история. Прошу - дочитайте до конца :).
- Что может быть «прикольного» в бомбоубежище? - спросите вы. Страшное место, где люди во время ядрЁного взрыва будут сидеть и трястись от страха, считая свои последние часы до верной смерти. Так-то это так, но моё бомбоубежище - из детских игр 80-х годов.
Пропаганда в СССР работала будь здоров, иметь дома противогаз, респиратор или, на худой конец, ватно-марлевую повязку - было в порядке вещей. И боевое оружие в школах было - для уроков Начальной военной подготовки. Страна всегда готовилась к войне.